ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию. СТАНДАРТЫ - это основные правила поведения, законные и правомочные требования.
Основные ПРИЗНАКИ стандартизации образования – объединение ОУ, единая форма, единые требования к учебной и методической литературе, образованию и воспитанию, единый стандарт оценки качества образования от дошкольников, 1 класса до ЕГЭ, публичная отчётность ДОУ, школ, мониторинг.
Стандарты определяют многоканальность финансирования: государство, родители, спонсоры, гранты, проекты, субсидии.
ФГОС позволяют конструировать образовательные программы, многократно расширяя возможности педагогов.
Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе - на педагогах, на детях, на семье, которая становится реальным участником образовательного процесса.
Однако изменения самыми первыми почувствуют сотрудники дошкольных организаций.
Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.
Министерством образования РФ совместно с Федеральным институтом развития образования разработана «ДОРОЖНАЯ КАРТА»
план действий введения ФГОС дошкольного образования.
Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
В то же время, он работает на развитие маленького ребенка.
И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Он является основой для разработки, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной
(муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования.
Положения ФГОС ДО распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей; реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Основной принцип этого документа: сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как
важного этапа в общем развитии человека.

Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями.
По словам председателя рабочей группы по разработке ФГОС, директора федерального института развития образования доктора педагогических наук Александра Асмолова, стандарт дошкольного образования – это прежде всего стандарт поддержки разнообразия детства.
Стандарт дает право каждому ребенку на получение качественного дошкольного образования; выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования РФ; определяет требования к материально-техническим, финансовым и кадровым условиям; обращает педагогов к новым формам работы с детьми, которые позволили бы обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались; регламентирует содержание образования, определяет его минимум; в основу развития ребенка-дошкольника положена игра.
Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях:

  • коммуникативно-личностной,
  • речевой,
  • художественно-эстетической,
  • познавательной,
  • и в области физического развития.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в РФ"

С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО)